Электромобили смогут принимать до 20 кВт мощности без проводов

Наши постоянные читатели помнят, чем закончились попытки освободить владельцев смартфонов от необходимости пополнять заряд аккумулятора мобильных устройств без помощи проводов. Стандарты беспроводной зарядки сначала плодились, как грибы после дождя, но в результате усилий участников разномастных отраслевых консорциумов удалось сократить количество стандартов до пары штук. Это уже подразумевает некоторую унификацию и совместимость, а значит – удобство для конечного пользователя.

Сегмент электромобилей только пытается встать на путь унификации типов зарядных разъёмов. Каждая группа производителей продвигает свой стандарт, разъёмы могут отличаться в зависимости от типа тока и скорости зарядки, в каждом регионе приоритет отдаётся развитию инфраструктуры каких-то определённых стандартов. Попытки избавить владельца электромобиля от проводов предпринимаются давно, но если мобильные устройства могут довольствоваться скромными значениями силы тока при зарядке по беспроводной технологии, то электромобили стараются экономить время на процессе зарядки, а для этого требуется передавать внушительные токи, которые не по каждым проводам доберутся до потребителя, не говоря уже о беспроводных контурах с их ограниченным коэффициентом полезного действия.

Тем не менее, специалисты обслуживающей интересы Министерства энергетики США Национальной лаборатории Оук-Ридж в сотрудничестве с рядом партнёров разработали прототип зарядной станции, позволяющей без помощи проводов передавать до 20 кВт мощности с коэффициентом полезного действия не менее 90%. От появления идеи до создания работающих компонентов прошло не более трёх лет. В перспективе разработчики надеются увеличить предел передаваемой мощности до 50 кВт, а также реализовать возможность подзарядки электротранспорта в движении – на манер троллейбусов, но с интеграцией всей заряжающей инфраструктуры в проезжую часть.

Toyota предоставила для экспериментов несколько экземпляров электрических кроссоверов RAV4, которые давно предлагаются для рынка США. Они были оснащены приёмной «аппаратурой», разработанной с чистого листа, а также дополнительной тяговой батареей ёмкостью 10 кВт•ч. Кроме того, технология беспроводной зарядки была обкатана на подзаряжаемой версии гибрида Toyota Prius и автомобиле покинувшей американский рынок марки Scion. Как видно по фотографии, под днищем электромобиля принимающий контур располагается достаточно близко к земле. Остаётся надеяться, что в серийном исполнении он будет выдвижным, и не станет помехой при передвижении электромобиля по не всегда гладким дорогам.

Разработчики утверждают, что безопасности уделяется самое пристальное внимание. Электромагнитное излучение концентрируется в области, задействованной в процессе зарядки, а за её пределами не превышает допустимых санитарных норм. Продвинутые программные алгоритмы не только повышают безопасность таких зарядных станций, но и делают их эксплуатацию более эффективной. О сроках коммерческого внедрения технологии говорить рано, да и считать Toyota одним из перспективных сторонников нового решения пока рано – японский концерн скептически оценивает рыночный потенциал подзаряжаемых гибридов, не говоря уже о чистых электромобилях. Поскольку японцы ввязались в чрезмерно дорогое производство автомобиля Mirai на водородных топливных ячейках, то смотреть на смежные ниши им не позволяют упрямство и прагматичный расчёт.