Размер имеет значение — используем телевизор в качестве монитора

Тeлeвизoр — друг чeлoвeкa. Мнoгиe из нaс пoмнят сeaнс мультфильмoв пoслe шкoлы, «сжигaниe» кинeскoпa игрoвoй пристaвкoй нa кaртриджax и oбязaтeльный прoсмoтр нoвoгoднeгo выпускa нa Пeрвoм. Нo прoгрeсс нe удeржaть, и сeгoдня у нaс eсть кaбeльнoe HD TV, выxoд в интeрнeт, и дaжe вoзмoжнoсть стaвить эфирнoe вeщaниe нa пaузу — a вeдь рaньшe этo кaзaлoсь чeм-тo из oблaсти фaнтaстики. Дa и кaчeствo кaртинки нa сoврeмeнныx мaтрицax приличнo вырoслo — пoрoй oт мoнитoрa и нe oтличить. Тaк мoжeт, тeлeвизoр нaм и мoнитoр зaмeнит? Oб этoм сeгoдня и пoгoвoрим — нe пeрeключaйтeсь!

Дe-фaктo стaндaрт тeлeвизoрa нa сeгoдня — мoдeль с TFT-мaтрицeй и свeтoдиoднoй пoдсвeткoй: дoступнaя, сo сбaлaнсирoвaнными xaрaктeристикaми и ширoким выбoрoм пo чaсти дизaйнa, гaбaритoв и дoпoлнитeльныx функций. Итaк, чeм же хорош телевизор в качестве монитора для PC, и какими могут быть побочные эффекты от такой комбинации?

 

Что такое хорошо и что такое плохо

Коротко о главном: сценарии использования ЖК-телевизора по ту сторону видеокарты. С учётом плюсов и минусов каждого сценария, разумеется.

Когда речь заходит о  дюймах диагонали, особенно для больших размеров (27’’ и выше), победа в войне ценников между монитором и телевизором всегда остаётся за последним. Даже среди моделей с активно продвигаемым разрешением 4K (3840х2160) выбор среди бюджетного сегмента достаточно широк. А размер имеет значение: всё та же большая диагональ обеспечит ярко выраженный эффект погружения — как при просмотре зрелищного фильма, так и в динамичных игровых сценах. И если площадь помещения позволяет с комфортом разместить что-то большее за разумные деньги, то выбор очевиден. Но не забываем про размер пикселя. Простая арифметика: чем больше диагональ при том же разрешении — тем больше размер пикселя, а значит для комфортного использования монитора понадобится увеличивать расстояние до него. Так что строчить посты на любимый форум, привычно уткнувшись головой в 50-дюймовый FullHD экран, уже не выйдет. Да и клавиатуру с мышью, скорее всего, придётся менять на беспроводные.

Большая диагональ позволит удобно раскинуться на диване или кресле, не скрючиваясь за столом, но и минусы  у неё имеются. Работать с текстом, включая игровые диалоги — напрягать не только хрусталик, но и мышцы глазного яблока, которые должны «водить» взгляд по строкам. Отсюда и дискомфорт в процессе, и повышенная усталость после.

 

Всё-в-одном

По количеству интерфейсных разъёмов ТВ вырывается вперед: он позволит одновременно подключить к нему кучу устройств (PC, игровую приставку, медиаплеер), переключаясь между ними за пару секунд c пульта — и никакой беготни с проводами или ползанья по неудобным менюшкам сенсорными кнопками. Недостатков у такого решения нет — разве что с организацией кабельного хозяйства придётся повозиться, чтобы тумба для ТВ не напоминала серверную.

В качестве мультимедийного устройства телевизор обладает значительно большим арсеналом функций: HDR в современных моделях, приличный запас по яркости и контрасту, встроенная акустика. А ко всему этому ещё и удобный пульт прилагается. Обратной стороной медали выступит погоня производителей за «украшательствами»: по умолчанию у картинки на телевизорах часто задирается насыщенность, контрастность и включаются различные программные опции для придания фильмам и телепередачам максимально красочного вида. Надо же чем-то выделяться в шоурумах среди десятков других брендов и моделей. И хорошо, если всё это великолепие можно отключить в настройках; в противном случае велик риск превращения фотореалистичного игрового окружения в пятничные посиделки у Энди Уорхола.

 

Ваш отклик очень важен для нас

Если вы любите динамичные шутеры, то обратите внимание на такой параметр, как Input lag. Или, говоря простым языком, отрезок времени, требующийся телевизору для отображения отправленного на экран сигнала. В большинстве новых моделей эта цифра варьируется от 30 до 150 миллисекунд. У лучших мониторов — от 20 до 2-3 мс. При игре в неспешный квест или пошаговую стратегию разницу с монитором не увидит даже матёрый киберспортсмен, но в играх с высокой частотой кадров и низким пингом может сложиться ощущение «управления на резинке». Задержка в отклике нигде не идёт на пользу. Справедливости ради отметим, что производители телевизоров в курсе этой проблемы и постепенно уменьшают это значение до минимально возможного: в некоторых моделях есть специальный «игровой режим». Он в один клик отключает всевозможные улучшайзеры, влияющие на скорость отображения новых кадров.

 

Подводные камни

Предположим, что расстояние до экрана — оптимальное, беспроводной комплект периферии — в наличии, а желание погрузиться в дивный мир больших диагоналей — непреодолимо; но что делать, если имеющаяся модель телевизора устарела настолько, что так и просится ближайшим летом на дачную кухню? Правильно — выбрать новую. И сделать это не так уж и сложно, несмотря на тонны информации в рекламных проспектах.

Первое, с чем вам придётся столкнуться, будет частота развёртки. 400Гц? 500? Да хоть 800 и больше, только попросите. А потом прочитайте, что написано под заветной цифрой. Странное сочетание из трёх букв (AMR, CMR, MCI, PMR)? Вот именно его вы и приобретаете. Современные матрицы работают на «честных» значениях от 50/60 Гц до 100/120 Гц (есть и больше, но это уже совсем другая история и ценовая политика). В реальности же за красивым числом на коробке скрывается хитрая формула, включающая настоящую частоту развёртки матрицы (100 Гц в большинстве случаев), умноженную на количество добавленных промежуточных кадров, мерцание подсветки, и прочие оптимизирующие технологии. Да, картинку это сделает более чёткой (вернее, в вашем сознании она будет выглядеть более чёткой), но вовсе не кратно указанному множителю. Лучше уточните, можно ли отключить такой «стробоскоп» в настройках — для режима монитора это будет нелишним, да и на глаза нагрузку снизит.

Страшных историй про астрономические значения контрастности, доступные не каждому профессиональному монитору за полмиллиона рублей, и прочие чудеса маркетинга хватит на отдельную статью. Но речь сегодня не о них, так что смело помечаем всё перечисленное как спам, и выбираем глазами.

 

Немного магии

Отдельно стоит упомянуть о «волшебных» HDMI кабелях, пестрящих ярлыками, как новогодняя ёлка. Некоторые даже утверждают, что на самых дорогих образцах звук чище, а картинка — сочнее. А ещё воду через экран можно заряжать. В действительности же существует всего два типа HDMI-кабеля: Standard Speed и High Speed. Первый подойдёт для любого Full HD телевизора, второй обеспечит 60 кадров в секунду для контента в 4K. Единственное, на что стоит обратить внимание — это ревизия. Не ниже 1.4 для Full HD, и 2.0b (с поддержкой HDR) для 4K/60 FPS. Смело берём любой подходящий кабель по бюджету и не страдаем диванной аналитикой.

 

Через тернии — к выбору

Итак, алгоритм понятен: нас интересует качественная картинка, максимальные возможности настройки, минимальная задержка ввода. Самым дотошным стоит обратить внимание на диапазон яркости (16-235 и 0-255): эти цифры могут различаться для разных типов контента, в результате чего отображение чёрного цвета может происходить некорректно. Некоторые модели телевизоров  умеют переключаться между указанными диапазонами, гарантируя адекватное отображение закодированной в одном из них картинки.

Диагональ — по желанию, но если уж менять монитор на что-то большее, то дюймов, пожалуй, от сорока и выше.

Небольшой чек-лист, что стоит проверить перед покупкой ТВ:

  • Матрица (IPS или *VA, никаких архаичных TN);
  • Подсветка (LED лучше, чем CCFL, среди LED — Direct лучше, чем Edge);
  • Игровой режим (уменьшение Input Lag и вырубание улучшайзеров);
  • Поддержка HDR10 — для новейших игр и консолей;
  • Умение переключаться из режима сокращённого RGB 16-235 в полный 0-256.

Хорошей точкой старта будет LG 43LJ610V. На борту все актуальные интерфейсы, включая WiDi, который превратит телевизор в монитор без использования проводов. Input lag держится на уровне 30 мс, что практически незаметно даже в динамичных играх. Матрица — IPS, с хорошими углами обзора и скоростью переключения пикселя. И цена не кусается.

Samsung UE49M6500AUXRU, помимо низкого инпут лага, наличия всех нужных разъёмов и прочих трендовых технологий, порадует изогнутым дисплеем: любители одиночного погружения в мир мультимедийного контента останутся довольны.

Если же душа тянется в сторону контента в 4K, то хорошим выбором станет Sony KD49XE9005BR2. HDR и декодер Dolby Digital Plus прекрасно дополнят как игровой досуг, так и домашний киносеанс.

 

По ту сторону баррикад

Телевизор на замену монитору мы рассмотрели. А если из спортивного интереса сделать всё наоборот, и подключить, скажем, игровую консоль к монитору — вдруг и телевизор не понадобится? Теоретически это реализуемо, а что на практике?  Подключаем и проверяем. Для чистоты эксперимента монитор, разумеется, должен быть игровым.

Плюсы:

  • Можно не покупать телевизор.
  • В компактном помещении такое «комбо» занимает меньше места, да и дивана с большим расстоянием до экрана не потребует.
  • Благодаря небольшой диагонали, меньшей яркости и высокой плотности пикселей глаза будут меньше напрягаться при рассматривании мелких деталей.

Минусы:

  • Консольные игры изначально разрабатываются под большие диагонали: на сравнительно малогабаритной площади монитора «вау-эффект» будет ощутимо слабее.
  • При выборе монитора обязательно придётся учитывать наличие HDMI входа и встроенной акустики. Иначе в ряде случаев простое, казалось бы, подключение имеет все шансы превратиться в увлекательный (или не очень) инженерный квест в реальности. А если HDMI и присутствует, то обычно только один: так что придётся или каждый раз возиться с кабелем, или разоряться на специальный сплиттер (по стоимости примерно равный самой консоли).
  • В случае с некоторыми консолями и отдельно взятыми играми разрешение картинки может быть ниже штатного Full HD (900p, 720p или даже динамическое): современные телевизоры умеют при помощи упомянутых ранее «улучшалок» грамотно растягивать исходную картинку до разрешения матрицы, не превращая пристойную картинку в треш. А вот на экране монитора велика вероятность словить когнитивный диссонанс, насмотревшись печально известного «мыла» вместе с лесенками на краях полигонов.

Если уж  выбирать монитор для игр, то не первый попавшийся — такие в каждом офисе есть, и ничего нового в игровой экспириенс не внесут. Критерии выбора не так сложны: абстрагируясь от тонны технических характеристик, задаём себе простой вопрос, что важнее: картинка в синглплеерных играх или фреймрейт в сетевых? В первом случае выбираем разрешение 4K и погружаемся в чудесный мир детализации. Вместе с Samsung U28E590, например. Если 28 дюймов покажутся негабаритом, то хорошей альтернативой станет относительно компактный LG 24UD58-B.

В случае же, когда FPS — наше всё, и при наличии привычки коротать вечера за динамичными сетевыми шутерами, где правят бал низкий пинг и частота обновления, а красоты виртуального мира на фоне рейтингометра вторичны, то оптимальным вариантом станет матрица с разрешением  Full HD и «разогнанной» хотя бы до 144 Гц матрицей. Хорошим стартом будет Samsung C24FG73FQI, комбинирующий оба заданных условия. Ценителей кастомизации наверняка заинтересует BENQ Zowie XL2720 3D с регулируемой по всем возможным направлениям подставкой. А обладателям топовых сборок, способных стабильно выдавать максимальное количество кадров в секунду, впору положить глаз на 240-герцовый ASUS XG258Q.

 

Так что же выбрать?

В идеальном мире у всех достаточно денег, чтобы играть сразу на трёх платформах, поставить дома самый крутой OLED-телевизор на 100 дюймов и жить припеваючи. А в суровой реальности порой приходится делать непростой выбор меж двух зол. Оптимальным вариантом выглядит всё же использование телевизора в качестве монитора. Второго монитора. При таком варианте использования и мультимедийный контент заиграет новыми красками на огромном дисплее, и глаза при наборе очередного текста не запросят пощады к десятой странице. В «Ситилинк» вы всегда сможете найти подходящую модель — выберите свою.

 

Автор текста: Виктор Сидоров

Источник: 4pda.ru